«Амадей» (Amadeus)

Режиссер: Милош Форман

амадей«Гений и злодейство» как свет и тень дополняют друг друга. Оттенки, блики, полутона оживляют фигуры, наполняют бесплотные силуэты, создают формы и вплетают блестящие нити в красочные полотна. Свет без тени — испепеляющий огонь, он ослепляет, а тень без света не существует, просто потому, что её нельзя увидеть. Она есть, но это пустота сознания, а не часть вселенной.

Талант слишком часто сравнивают с искрой, и от этого метафора настолько приедается, что её сущность ускользает. Но мимолётное сияние, согретое душой способно превратиться в пламя и тогда, либо сгорит душа, либо тело.

Гений проявляется по-разному. Моцарту был дан  божественный голос музыки, дар, увековечивший его образ-душу, но слишком рано оборвавший жизнь. А Сальери с гениальной чуткостью впитывал, осознавал, преклонялся перед этим талантом, но не перед человеком, которому он так завидовал. Несчастный уничтожил свою душу-память о себе, зато сумел прожить довольно долго.

Было бы творчество Моцарта так притягательно, если бы не зловещая тень рядом? Она подчеркнула, но ничего не создала; с ней всем стало очевидным то, что раньше видели лишь избранные, но созидать пустота не в состоянии…амадей

Зато она дарит демонов кошмара, отравляющих разум. Сальери сам признал себя нижестоящим. Его зависть брала своё начало в уверенности в собственном бессилии, в постоянной пытке сомнениями в своих способностях, в гордом стремлении всё в этой жизни знать. Да, пожалуй, зависть рождается от самоуничижения и гордыни – двух противоречащих начал.

Но у каждого своя тёмная сторона луны:

«Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек.» (с) и гениальность вовсе не панацея, скорее медленный яд. Каждый самостоятельно впускает его в свои вены, придвигает ближе к сердцу. Рай и ад на земле создаётся силой мысли, прорастает в душе и… потом есть 2 пути…

[ad]